DEAP - пакет для создания генетических алгоритмов

Смотреть материал на YouTube | RuTube

Архив проекта: ga_3.py

На предыдущем занятии мы с вами с нуля написали первую реализацию ГА для задачи OneMax. Но это долгий путь. Я специально его привел с самого начала, чтобы вы во всех подробностях увидели работу и реализацию ГА. Теперь же сделаем следующий шаг и упростим программу с помощью пакета

DEAP (сокращение от Distributed Evolutionary Algorithms in Python – распределенные эволюционные алгоритмы на Python)

разработанного специально для создания реализаций ГА на Python. Подробную документацию можно посмотреть по ссылке:

https://deap.readthedocs.io/en/master/

Первым делом нам нужно его установить. Делается это просто, с помощью команды:

pip install deap

И если все прошло в штатном режиме, то в программе будут работать три следующих импорта:

from deap import base
from deap import creator
from deap import tools

Что это такое и за что они отвечают я сейчас расскажу.

Функция creator.create()

Начнем с модуля creator. Он позволяет создавать новые объекты (классы) в программе. Для этого используется функция:

create(<название класса>, <базовый класс>, [атрибуты нового класса])

Например, если записать:

creator.create("Point", object, MAX_COORD = 10, MIN_COORD = 0, coords=list)

то в ветке creator будет создан класс вида:

class Point(object):
    MAX_COORD = 10
    MIN_COORD = 0
 
    def __init__(self):
        self.coords = list()

Обратите внимание, все параметры, которые ссылаются на неизменяемые типы данных, прописываются как атрибуты класса Point, а изменяемые (список list) – как локальные свойства экземпляра класса Point. Это важный момент.

Далее, мы можем воспользоваться этим классом, например, так:

pt = creator.Point()

Как использовать этот модуль в нашей программе? Смотрите, мы создавали два класса: FitnessMax и Individual. Давайте, теперь, определим их через функцию create. Первый класс запишем в виде:

creator.create("FitnessMax", base.Fitness, weights=(1.0,))

Здесь мы создаем класс с именем FitnessMax, наследуя от базового класса base.Fitness, который отвечает за операции над значениями приспособленности конкретного индивида. В частности, параметр weights со значением 1.0 означает, что мы будем использовать одно число для оценки степени приспособленности особи. В действительности, конечное значение функции принадлежности будет определяться произведением:

Я напомню, что в задаче OneMax значение принадлежности индивида определяется как сумма значений его генов:

И в нашем случае, имеем одно число values[0] и один вес weights[0], то есть, итоговое значение функции принадлежности, будет равно:

Кстати, если бы нам нужно было минимизировать значение values при решении нашей задачи, то достаточно было бы прописать вес:

weights=(-1.0,)

Вот в этом роль данного параметра.

Следующей строчкой мы создадим класс Individual, который наследуется от класса list и имеет одно локальное свойство fitness:

creator.create("Individual", list, fitness=creator.FitnessMax)

Обратите внимание, мы обращаемся к ранее созданному классу FitnessMax, указывая пространство имен creator, где он находится. Так как класс FitnessMax воспринимается как изменяемый объект, то fitness станет локальным свойством экземпляра класса Individual и мы получим то же самое его представление, что и ранее.

Метод toolbox.register()

Далее по программе у нас с вами определено несколько вспомогательных функций. Пакет DEAP позволяет упростить и этот момент. Для этого мы воспользуемся классом:

base.Toolbox

и модулем:

tools

Вначале я покажу принцип использования этого инструмента. Предположим, что у нас есть простая функция для вычисления суммы двух величин:

def sum_two(a, b):
    return a+b

Тогда, с помощью экземпляра класса base.Toolbox():

toolbox = base.Toolbox()

можно зарегистрировать псевдоним этой функции, следующим образом:

toolbox.register("sum_alias", sum_two)

и воспользоваться ей через это второе имя:

res = toolbox. sum_alias(5, 2)

Здесь мы не получаем особо никакого дополнительного эффекта. Но можно зарегистрировать псевдоним и так, указывая, что второй параметр b по умолчанию принимает значение 2:

toolbox.register("sum_2", sum_two, b = 2)

Тогда, вызов функции:

res = toolbox.sum_2(5)

будет аналогичен предыдущему и даст то же значение res = 7. Именно эти дополнительные параметры, которые можно указывать для алиаса функции и делают инструмент toolbox полезным при разработке генетических алгоритмов.

Функцию oneMaxFitness мы оставим без изменения:

def oneMaxFitness(individual):
    return sum(individual), # кортеж

А далее, создадим экземпляр класса base.Toolbox и создадим псевдоним функции random.randint, которая бы генерировала случайные значения 0 или 1:

toolbox = base.Toolbox()
toolbox.register("zeroOrOne", random.randint, 0, 1)

То есть, смотрите, мы можем здесь взять любую стандартную функцию и прописать нужное нам поведение, указывая соответствующие параметры. Это очень удобно.

Следующим шагом определим функцию для генерации списка (хромосомы), состоящего из нулей и единиц:

toolbox.register("individualCreator", tools.initRepeat, creator.Individual, toolbox.zeroOrOne, ONE_MAX_LENGTH)

Здесь мы используем существующую функцию initRepeat из модуля tools, которая как раз и разработана для формирования списков. В данном случае, мы ей указываем:

tools.initRepeat(<контейнер для хранения генов>, <функция генерации значения гена>, <число генов в хромосоме>)

То есть, на выходе функция individualCreator будет выдавать экземпляр класса creator.Individual (фактически, список), заполненный случайными величинами 0 или 1 с длиной хромосомы (списка) ONE_MAX_LENGTH. И это, практически, повторяет работу нашей прежней функции с тем же названием individualCreator().

Похожим образом пропишем алиас функции для генерации популяции, но укажем только первые два параметра: итерированный объект в виде обычного списка и элемент этого списка в виде класса toolbox.individualCreator:

toolbox.register("populationCreator", tools.initRepeat, list, toolbox.individualCreator)

Теперь, мы можем создать популяцию заданного размера, просто вызвав функцию populationCreator с параметром n – размера популяции:

population = toolbox.populationCreator(n=POPULATION_SIZE)

Далее, вместо прежних наших функций clone(), selTournament(), cxOnePoint() и mutFlipBit() воспользуемся аналогичными встроенными функциями из модуля tools:

toolbox.register("select", tools.selTournament, tournsize=3)
toolbox.register("mate", tools.cxOnePoint)
toolbox.register("mutate", tools.mutFlipBit, indpb=1.0/ONE_MAX_LENGTH)

Обратите внимание, название алиасов (псевдонимов) этих функций лучше записывать именно в таком виде: select, mate и mutate, так как эти имена, затем, используются функциями пакета DEAP при работе ГА.

Также необходимо зарегистрировать функцию с именем evaluate, которая должна возвращать кортеж значений приспособленности каждого отдельного индивида:

toolbox.register("evaluate", oneMaxFitness)

Опять же, функция должна иметь именно такое название, а функция oneMaxFitness() возвращать кортеж значений, даже если это одно число. Это требование пакета DEAP.

Запуск ГА через функцию eaSimple()

В принципе, у нас все готово для запуска ГА. Для этого мы воспользуемся готовой функцией eaSimple() модуля algorithms, который вначале также импортируем:

from deap import base, algorithms
population, logbook = algorithms.eaSimple(population, toolbox,
                                        cxpb=P_CROSSOVER,
                                        mutpb=P_MUTATION,
                                        ngen=MAX_GENERATIONS,
                                        verbose=True)

В качестве параметров мы передаем начальную популяцию, набор объявленных функций модуля toolbox, затем, указываем вероятности для операции скрещивания и мутации, далее определяем остановку алгоритма как достижение максимального числа поколений MAX_GENERATIONS, а последний параметр verbose=True означает выводить служебную информацию на каждой итерации работы алгоритма.

На выходе эта функция дает конечную популяцию и служебную информацию в виде объекта logbook.

Но если сейчас запустить программу, то конечного результата в виде графиков мы не увидим. Чтобы исправить этот момент, создадим экземпляр специального класса Statistics() и в качестве аргумента передадим ссылку на функцию (в данном случае лямбда-функцию), которая укажет возвращаемую информацию для каждого конкретного индивидуума популяции:

stats = tools.Statistics(lambda ind: ind.fitness.values)

А, затем, в экземпляре этого класса зарегистрируем две функции для выбора максимальной и средней приспособленности особей популяции на каждой итерации работы алгоритма:

stats.register("max", np.max)
stats.register("avg", np.mean)

Далее, в функции eaSimple() дополнительно укажем параметр stats=stats:

population, logbook = algorithms.eaSimple(population, toolbox,
                                        cxpb=P_CROSSOVER,
                                        mutpb=P_MUTATION,
                                        ngen=MAX_GENERATIONS,
                                        stats=stats,
                                        verbose=True)

И воспользуемся объектом logbook, из которого выберем поля max и avg:

maxFitnessValues, meanFitnessValues = logbook.select("max", "avg")

Отобразим полученные данные на графике:

plt.plot(maxFitnessValues, color='red')
plt.plot(meanFitnessValues, color='green')
plt.xlabel('Поколение')
plt.ylabel('Макс/средняя приспособленность')
plt.title('Зависимость максимальной и средней приспособленности от поколения')
plt.show()

И увидим следующие кривые:

То есть, генетический алгоритм полностью отработал и нашел искомое решение из всех единиц. При этом программа заметно сократилась и воспринимается гораздо проще.