Метод градиентного спуска для двух параметров

Смотреть материал на YouTube | RuTube

Теперь, когда мы с вами в целом разобрались в работе градиентного алгоритма, давайте применим его к решению задачи поиска оптимальных значений параметров a и b линейной функции:

для аппроксимации наблюдений .

Мы с вами это уже делали методом наименьших квадратов, а теперь сделаем с помощью метода наискорейшего спуска.

Критерием качества здесь выступает минимум суммы квадратов ошибок:

Градиент этого функционала определяется частными производными:

А сам алгоритм примет вид:

Здесь  - шаги сходимости для параметров a и b соответственно.

Реализация алгоритма на Python

Реализация алгоритма на Python (файл grad2.py)

Реализуем этот алгоритм на Python и посмотрим на полученный результат. Вначале подключим необходимые библиотеки:

import time
import numpy as np
import matplotlib.pyplot as plt
from mpl_toolkits.mplot3d import Axes3D

И определим три функции:

def E(y, a, b):
    ff = np.array([a * z + b for z in range(N)])
    return np.dot((y-ff).T, (y-ff))
 
def dEda(y, a, b):
    ff = np.array([a * z + b for z in range(N)])
    return -2*np.dot((y - ff).T, range(N))
 
def dEdb(y, a, b):
    ff = np.array([a * z + b for z in range(N)])
    return -2*(y - ff).sum()

Первая функция вычисляет значение ошибки для указанных параметров a, b и набора наблюдений y. Вторая и третья функции возвращают значения частных производных по параметру a и параметру b.

Далее мы определяем набор необходимых параметров для работы алгоритмов:

N = 100       # число экспериментов
Niter = 50 # число итераций
sigma = 3   # стандартное отклонение наблюдаемых значений
at = 0.5     # теоретическое значение параметра k
bt = 2       # теоретическое значение параметра b

Начальные значения параметров и шаги сходимости по каждому параметру:

aa = 0
bb = 0
lmd1 = 0.000001
lmd2 = 0.0005

Затем, формируем теоретическую прямую и набор наблюдений y:

f = np.array([at*z+bt for z in range(N)])
y = np.array(f + np.random.normal(0, sigma, N))

После этого вычисляем вид функции потерь (критерия качества) в небольшом диапазоне параметров a и b:

a_plt = np.arange(-1, 2, 0.1)
b_plt = np.arange(0, 3, 0.1)
E_plt = np.array([[E(y, a, b) for a in a_plt] for b in b_plt])

Это нам нужно будет исключительно с целью визуализации работы алгоритма. Далее, включаем интерактивный режим отображения и формируем трехмерную систему координат:

plt.ion()   # включение интерактивного режима отображения графиков
fig = plt.figure()
ax = Axes3D(fig)

Отображаем трехмерный график функции потерь и подписываем оси:

a, b = np.meshgrid(a_plt, b_plt)
ax.plot_surface(a, b, E_plt, color='y', alpha=0.5)
 
ax.set_xlabel('a')
ax.set_ylabel('b')
ax.set_zlabel('E')

Рисуем текущую точку по координатам параметров a и b:

point = ax.scatter(aa, bb, E(y, aa, bb), c='red')  # отображение точки красным цветом

и запускаем процесс градиентного спуска:

for n in range(Niter):
    aa = aa - lmd1 * dEda(y, aa, bb)
    bb = bb - lmd2 * dEdb(y, aa, bb)
 
    ax.scatter(aa, bb, E(y, aa, bb), c='red')
 
    # перерисовка графика и задержка на 10 мс
    fig.canvas.draw()
    fig.canvas.flush_events()
    time.sleep(0.01)
 
    print(aa, bb)

После этого выключаем интерактивный режим и сохраняем отображаемый график на экране:

plt.ioff()   # выключение интерактивного режима отображения графиков
plt.show()

Далее, для визуальной проверки качества подбора параметров, отображаем теоретическую прямую и результат найденной аппроксимации:

# отображение графиков аппроксимации
ff = np.array([aa*z+bb for z in range(N)])
 
plt.scatter(range(N), y, s=2, c='red')
plt.plot(f)
plt.plot(ff, c='red')
plt.grid(True)
plt.show()

Как видим, алгоритм вполне справился со своей задачей и в двумерном случае, причем, мы, фактически, разбили задачу на независимый поиск по каждому параметру. Их связка сохранялась только в выражениях частных производных, но сам алгоритм работал независимо по каждой величине. И это его преимущество – практически линейное увеличение вычислительной сложности при увеличении размерности пространства поиска. Сложность строго оптимальных методов растет в геометрической прогрессии и, начиная с определенного момента, уже 1000 параметров они не применимы для большинства практических задач. Именно поэтому градиентный спуск и получил такую широкую популярность и является ключевым при обучении нейронных сетей, где число изменяемых параметров достигает десятков, а то и сотен тысяч. А в ряде случаев и еще больше.

Методы оптимизации

Итак, при реализации алгоритма наискорейшего спуска, перед разработчиками встают две важные задачи:

  • избежать попадания в локальный минимум;
  • обеспечить наибольшую скорость сходимости.

Первая задача решается, преимущественно, выбором нескольких разных начальных приближений подбираемых параметров и последующего отбора лучшего результата.

Вторая задача несколько разнообразнее. В рамках наших занятий мы рассматривали варианты постоянного шага:

изменяемого шага:

и нормировки градиента. Но это далеко не все известные методы оптимизации. Давайте представим себе, что некая целевая функция имеет следующий вид:

И мы по пологому участку медленно движемся к точке минимума (зеленые точки). То есть, в среднем, имеем однонаправленные градиенты небольших величин:

Простой анализ нам подсказывает, что для ускорения сходимости нужно в таких ситуациях увеличивать значения . Один из подходов оптимизации на основе момента предлагает использовать инерционное слагаемое при вычислении корректирующего слагаемого :

где  обычно выбирается в районе 0,9 и должно быть в пределах:

Как это работает? Если расписать полученные суммы, например, для , то получим:

То есть, происходит суммирование градиентов. И, если градиенты преимущественно направлены в одну сторону, то шаг изменения v начинает увеличиваться, следовательно, увеличивается и скорость перемещения по пологому участку графика.

Это очень похоже на работу маховика поршневого двигателя: на малых оборотах он обеспечивает более надежный вращательный момент, и двигатель ведет себя более предсказуемо:

Эту же роль маховика в градиентном алгоритме и играет дополнительное слагаемое, обеспечивая в ряде случаев более быструю сходимость.

Ускоренные градиенты Нестерова

Развитие этой идеи привело к идее оптимизации, известной как «ускоренные градиенты Нестерова», которая часто используется в алгоритмах градиентного спуска при обучении нейронных сетей. Отличие от метода с моментом только в том, что текущее значение градиента берется не в точке текущего значения подбираемого параметра:

а с учетом накопленного смещения:

То есть, мы как бы заглядываем наперед и смотрим какое там значение градиента. Как показал опыт, такой подход, в среднем, повышает скорость сходимости градиентного алгоритма.

Существует множество других алгоритмов оптимизации. Работают они по похожим принципам. Я не буду их подробно приводить, лишь перечислю основные из них:

  • Adagrad – учитывает при оптимизации квадраты градиентов;
  • RMSProp и Adadelta – подобны Adagrad, но пытаются бороться с чрезмерным накоплением квадратов градиентов;
  • Adam – смесь алгоритма с моментом и квадратов градиентов.

На мой взгляд, все эти и некоторые другие идеи оптимизации, хорошо представлены в статье:

https://habr.com/ru/post/318970/