Практический курс по ООП C++: https://stepik.org/a/205781
На этом занятии
познакомимся с константными методами класса и посмотрим, как они определяются и
для чего они нужны.
Пусть у нас
имеется следующий класс:
class Point {
int x {0}, y{0};
public:
Point(int a = 0, int b = 0) : x(a), y(b)
{ }
void set_coords(const Point& p)
{
x = p.x; y = p.y;
}
void get_coords(int& x, int& y)
{ x = this->x; y = this->y; }
};
Использовать его
можно следующим образом:
int main()
{
Point pt, pt2(1, 2);
pt.set_coords(pt2);
int x, y;
pt.get_coords(x, y);
std::cout << x << " " << y << std::endl;
return 0;
}
Здесь метод set_coords принимает
константную ссылку на объект класса Point и задает
значения координат текущего объекта. Так как параметр метода имеет модификатор const, то это
сигнализирует программисту, что переданный объект никак меняться в методе set_coords не будет. И,
действительно, компилятор отслеживает все эти моменты. Например, если
попытаться занести в переменные x, y переданного
объекта какие-либо значения:
void set_coords(const Point& p)
{
x = p.x; y = p.y;
p.x = 1;
p.y = 2;
}
то возникнет
ошибка на этапе компиляции программы. Из-за того, что параметр p является
константным, значение его полей можно только читать, но не менять. Однако, в
отличие от обычных примитивных типов данных, объекты класса можно менять и
через вызовы его методов. Например, так:
void set_coords(const Point& p)
{
x = p.x; y = p.y;
p.set_coords(Point(10, 20));
}
И здесь
компилятор предусмотрительно запретит такой вызов из-за константного объекта. Но
он также запретит и вполне безобидный вызов метода для получения координат:
void set_coords(const Point& p)
{
x = p.x; y = p.y;
p.get_coords(x, y);
}
Мы знаем, что
метод get_coords не меняет
состояния объекта, а значит, вполне мог бы быть вызван через константный
объект. Как сообщить компилятору, что этот или какой-либо другой метод можно
вызывать для константного объекта? Для этого Бьерн Стауструп предложил такие
методы помечать особым образом: записывать после их объявления ключевое слово const следующим
образом:
void get_coords(int& x, int& y) const
{ x = this->x; y = this->y; }
Такие методы
получили название константных и могут вызываться константными объектами
класса. Обратите внимание, что ключевое слово const записано после
прототипа функции, но до ее тела. Именно так следует определять константные
методы. Теперь программа успешно компилируется с вызовом метода get_coords.
Также не следует
путать запись ключевого слова const в начале метода, с таким же словом const в конце
прототипа, например:
const int get_x() const
{ return x; }
Первое слово const относится к
возвращаемому типу int и означает, что метод get_x возвращает
координату в виде целочисленной константы. А второе слово const, как раз
определяет константный метод, который можно впоследствии вызывать через
константные объекты класса Point. Эти два определения нужно четко
различать.
Вообще в
практике программирования рекомендуется все методы, которые не меняют состояние
объектов класса, помечать, как константные. Тогда программист, пользователь
класса, сможет в полной мере, свободно и корректно использовать его в своем
проекте.
Также, обратите
внимание, что константные методы могут, в свою очередь, вызывать только другие
константные методы. Например, следующий код будет корректен:
class Point {
int x {0}, y{0};
public:
Point(int a = 0, int b = 0) : x(a), y(b)
{ }
void set_coords(const Point& p)
{
p.get_coords(x, y);
}
const int get_x() const
{ return x; }
const int get_y() const
{ return y; }
void get_coords(int& x, int& y) const
{ x = get_x(); y = get_y(); }
};
Но, если хотя бы
один из методов get_x или get_y не будет
константным, то компилятор сообщит об этом ошибкой на этапе компиляции
программы.
Следующая
особенность константных методов. Если они возвращают указатель или ссылку на
переменную, то нужно такие типы предварять ключевым словом const:
const int& get_x() const
{ return x; }
const int* get_y() const
{ return &y; }
void get_coords(int& x, int& y) const
{ x = get_x(); y = *get_y(); }
И понятно,
почему. Если бы была возвращена обычная ссылка или указатель:
int& get_x() const
{ return x; }
int* get_y() const
{ return &y; }
то через них
можно было бы менять значение полей объекта, что недопустимо при вызове
константных методов. Но, если возвращается копия объекта:
int get_x() const
{ return x; }
int get_y() const
{ return y; }
то ключевое
слово const можно не
использовать, т.к. через копию данных нельзя изменить состояние объекта.
Ключевое слово mutable
В очень редких
случаях, которые следует избегать на практике, некоторые переменные объекта
можно помечать специальным ключевым словом mutable, позволяющее
изменять переменную константного объекта. Это делается следующим образом:
class Point {
int x {0}, y{0};
public:
mutable int count_call {0}; // число вызовов различных методов текущего объекта
Point(int a = 0, int b = 0) : x(a), y(b)
{ }
void set_coords(const Point& p)
{
count_call++;
p.get_coords(x, y);
}
int get_x() const
{ count_call++; return x; }
int get_y() const
{ count_call++; return y; }
void get_coords(int& x, int& y) const
{ count_call++; x = get_x(); y = get_y(); }
};
Здесь переменная
count_call помечена
ключевым словом mutable и, соответственно, может совершенно
спокойно изменяться во всех методах класса Point, включая
константные. Если убрать слово mutable, то компилятор выдаст ошибку об
изменении переменной в константных методах.
Однако, как я
уже говорил, это не рекомендуемая практика, которую следует избегать.
Использование подобных переменных нарушает принцип неизменности состояния
константного объекта и может легко привести к непредвиденным последствиям.
Практический курс по ООП C++: https://stepik.org/a/205781